Карта сайта

КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА: эффективность власти и народный контроль

Граждане оценивают государство прежде всего по результатам своего личного, непосредственного взаимодействия с органами власти.

Ключевыми приоритетами Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в сфере отношений власти и гражданского общества стали совершенствование конкурентной политической системы, развитие современных механизмов управления и гражданского участия, повышение уровня прозрачности власти, всеобъемлющая борьба с коррупцией.

РОСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», оценивая первые итоги реализации стратегического курса, направленного на повышение дееспособности государства и построение сильного гражданского общества и определенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», констатирует достижение ряда конкретных и системных результатов.

Последовательно реализуются инициативы по совершенствованию политической системы, с которыми лидер Партии Д.А. Медведев выступил в 2011 году. В рамках реформы законодательства о политических партиях и выборах были разработаны и приняты три федеральных закона:

Федеральный закон от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ существенно снизил требования к численности политической партии (с 40 000 до 500 человек), отменил требования к численности регионального отделения политической партии, ввел процедуру приостановления регистрации политической партии и некоторые другие послабления;

Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ восстановил прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, введя при этом механизм поддержки выдвижения кандидатов в виде сбора подписей муниципальных депутатов, стимулирующий усиление политического влияния системы местного самоуправления;

Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 41-ФЗ освободил кандидатов, выдвинутых любыми политическими партиями, а также списки кандидатов от сбора подписей избирателей, а для самовыдвиженцев (а также выдвиженцев общественных объединений на муниципальных выборах) снизил максимально допустимое число необходимых подписей избирателей с 2 до 0,5%.

В результате введения в действие нового законодательства качественно изменилась политическая ситуация в стране: она стала более конкурентной, открытой для участия новых общественных сил, ориентированной на социальную и политическую активность избирателей.

За время, прошедшее после реформирования законодательства, проведены прямые выборы высших должностных лиц в 64 субъектах Российской Федерации. Существенно увеличилось количество политических партий, которые имеют право выдвигать кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России без сбора подписей, – по результатам выборов 2015 года на сегодняшний день таких партий 14.

Наряду со снижением ограничений и поощрением участия в политической конкуренции большего числа политически активных граждан, политических сил и организацийзаконодательно закреплены повышенные требования к прозрачности выборов, препятствующие проникновению в органы власти лиц, имеющих криминальное прошлое, имущество и собственность за рубежом и т.д.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Инициировать поправки в Федеральный закон «О политических партиях», которые дадут возможность партиям в случае принятия ими соответствующего решения проводить предварительное голосование для принятия кадровых решений под защитой закона и в рамках открытой и прозрачной процедуры;
  • Расширять участие граждан в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, благодаря регулярному проведению местных референдумов и опросов, развитию институтов гражданского общества, укреплению контрольных полномочий общественных советов при органах власти;
  • Развивать достижения реформы конкурентной политической системы 2012-2015 годов, расширять участие граждан в решении всех задач развития России.

КОМФОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ И НОВОЕ КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Партия последовательно формирует законодательство, которое делает взаимодействие с государством более простым и комфортным для граждан. Достигнут новый качественный уровень оказания государственных услуг.

Ежегодно в России оказываются десятки миллионов государственных услуг. На сегодняшний день создана необходимая правовая основа и организационная инфраструктура предоставления государственных услуг на качественно новом уровне. Еще пять лет назад главной проблемой при обращении за государственными услугами были очереди, отсутствие кондиционеров, сложность в сборе многочисленных справок. Эти проблемы последовательно решаются, прежде всего в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, в которых обеспечен режим «одного окна» и поддерживаются высокие стандарты обслуживания. Созданная сеть из 2700 многофункциональных центров охватывает все регионы России.

Происходит переход на использование электронных услуг: уже более 25 млн человек зарегистрированы на федеральном портале государственных услуг, что позволяет взаимодействовать с государством дистанционно, не тратя времени на личное посещение органов власти.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечить достижение показателя удовлетворенности граждан государственными услугами;
  • Обеспечить снижение времени ожидания в очереди при получении государственных и муниципальных услуг до 15 минут;
  • Расширить перечень государственных услуг, оказываемых в многофункциональных центрах, включить в него наиболее проблемные и массовые государственные услуги (например, обмен или получение водительских прав);
  • Ввести систему электронных услуг по разрешениям на строительство и земельным вопросам в субъектах Российской Федерации;
  • Установить запрет на повторный возврат документов заявителю по основаниям, которые первоначально не указывались, ввести прямую ответственность за нарушение сроков и повторный возврат, вплоть до возмещения ущерба;
  • Обеспечить постоянный контроль за исполнением нормы закона о запрете требовать от граждан документы (справки, выписки, копии и т.д.),уже имеющиеся в органах власти.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ И ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

На высшем государственном уровне коррупция признана одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

Президентом В.В. Путиным и Председателем Партии Д.А. Медведевым было инициировано принятие нового гражданского и арбитражного антикоррупционного законодательства, что позволило выстроить систему антикоррупционного контроля и защиты общественных и государственных интересов.

Основополагающим достижением стало принятие в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции», который явился базовым для всех законодательных актов по борьбе с коррупцией. Законом определены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Закон предоставил политическим партиям и СМИ полномочия по инициированию проверок.

Начиная с 2008 года раз в два года на президентском уровне утверждаетсяНациональный план противодействия коррупции. Реализация этого плана стала для нас абсолютным приоритетом. Именно Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», получив большинство в парламенте, обеспечила принятие важнейших для страны решений в сфере борьбы с коррупцией и обеспечения безопасности.

В 2013 году принято законодательство о парламентском контроле, ставшем инструментом прямого участия народных представителей в обеспечении прозрачности и обоснованности бюджетных расходов.

Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» решительно поддержала курс на национализацию элит, считая запрет на иностранные счета и финансовые инструменты для всех государственных служащих и тех, кто призван обеспечивать безопасность страны, мерами защиты суверенитета. Партия формализовала соответствующие требования к своим кандидатам на выборах: уже на стадии предварительного голосования они обязаны подтвердить избирателю честность своих намерений и независимость от иностранного влияния.

Приняты меры по деофшоризации российской экономики, по борьбе с фирмами-однодневками, установлена уголовная ответственность за контрабанду и вывод денег, происходит амнистия капиталов, Россия присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене информацией.

Разработано антикоррупционное по существу законодательство о государственных закупках, о государственном оборонном заказе, исключающее возможность нецелевых бюджетных трат. Среди прочего, в нем предусмотрены: институт общественного контроля, расширенное понятие конфликта интересов в государственных закупках (даже косвенное владение 10% доли родственником чиновника влечет запрет на участие в закупке), регулирование цен на продукцию оборонзаказа, режим использования отдельного счета для оборонзаказа (деньги могут тратиться только на цели оборонного заказа).

Существенно изменилось правовое положение чиновников: сформулированы запреты и ограничения, по инициативе Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» введена обязанность чиновников и работников госкорпораций декларировать не только доходы и имущество, но и расходы.

Институт контроля за расходами включает в себя также обращение в доход государства имущества, происхождение которого чиновник не может подтвердить.

Введена единая ответственность для депутатов всех уровней за непредоставление или несвоевременное предоставление деклараций – досрочное сложение полномочий. Введена ответственность чиновников в виде увольнения в связи с утратой доверия. Понятие конфликта интересов расширено, в том числе на лиц, замещающих государственные должности.

Происходит постепенное очищение аппарата: к дисциплинарной ответственности привлечено 85 331 человек, возбуждено 4020 уголовных дел, поступило 5500 уведомлений о попытках склонить к коррупции или даче взятки. В суд поданы иски на 100 млн рублей по тем доходам, происхождение которых чиновники не могут объяснить.

Установлена самостоятельная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, введена конфискация имущества по более чем 75 составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации; уголовная ответственность в настоящее время содержит широкий спектр наказаний от кратных штрафов до лишения свободы на срок до 15 лет.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Расширить систему мер по защите от офшорной коррупции;
  • Установить специальный состав преступления и повышенную ответственность (до 20 лет лишения свободы) за хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; за посягательства на государственную казну необходимо установить самую жесткую ответственность  независимо от должностей и званий;
  • Обеспечить осуществление государством действенных мер по снижению бытовой коррупции;
  • Осуществлять постоянный контроль за исполнением закона в части конфликта интересов и требований о публичном отчете перед гражданами.

СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД

Реализуется комплекс мер по повышению открытости деятельности судов и других органов государственной власти, по усилению общественного контроля. Внедряются механизмы, позволяющие использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства, различные интернет-сервисы используются для прямой связи граждан и органов власти. Любой гражданин может ознакомиться с материалами дел, рассматриваемых судами. С принятием Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» система получила законченный вид: открытая информация используется субъектами общественного контроля для улучшения работы государственного аппарата.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Укрепить гарантии судебной защиты для каждого гражданина, повысить контроль за достоверностью ведения протоколов судебных заседаний, обеспечить обязательность видеозаписи судебного заседания;
  • Разработать систему персонального электронного кабинета для взаимодействия гражданина с приставом: главным, перед кем должен быть подотчетен судебный пристав, является человек, чьи интересы он обязан защищать.

СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Происходит последовательное изменение процедур регулирования и контроля бизнеса. Достигнуты важные результаты в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.

В конце 2008 года был принят Федеральный закон № 294- ФЗ о защите прав предпринимателей при проведении проверок, упорядочивший контрольную деятельность государственных органов. Для предпринимателей это означало снижение количества и периодичности проверок, четкий порядок их проведения. Закон предусматривает: сводный план проведения проверок, исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановых проверок, согласование внеплановых проверок с прокуратурой, общие правила и процедуры проведения проверок, перечень нарушений при проведении проверок, позволяющих признать проверку недействительной.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Осуществить комплексный пересмотр системы государственного и муниципального контроля и надзора;
  • Разработать и внедрить новую систему государственногорегулирования предпринимательской деятельности, основанную на риск-ориентированном подходе, значительно снизить интенсивность контроля для подавляющего большинства предпринимателей, для значительной части предпринимателей, перевести проверки из выездных в документарные, сократить продолжительность проверок и возможные штрафы за нарушения, не несущие реальной опасности;
  • Усилить контроль за деятельностью тех объектов, которые действительно несут высокие риски для безопасности граждан(крупные технологические объекты, водоканалы);
  • Установить требования о проведении комплексной проверки раз в три года, а не проверки каждым надзорным органом также один раз в три года;
  • На законодательном уровне зафиксировать исчерпывающий перечень разрешительных функций, установить общий порядок их осуществления и с учетом риск-ориентированного подхода, существенно сократить случаи, когда для начала деятельности необходимо разрешение государственных органов. Расширить практику применения уведомлений о начале предпринимательской деятельности;
  • Обязать госорганы разместить в интернете исчерпывающий перечень обязательных требований, являющихся предметом контроля, с обязательным запретом проведения проверок требований, не опубликованных надлежащим образом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

За последние 10 лет существенно модернизирована система государственных закупок в Российской Федерации. Создан уникальный централизованный ресурс – общероссийский официальный сайт для размещения информации о закупках товаров, работ и услуг.

В 2015 году на нем размещено почти 3,1 млн извещений на общую сумму 6,5 трлн рублей. Сайт является полноценным инструментом единого рынка на всей территории страны, который позволяет всем участникам независимо от места их нахождения принимать участие в конкуренции за государственный или муниципальный заказ.

При поддержке «ЕДИНОЙ РОССИИ» продолжается реализация курса Правительства по переводу закупок на электронные площадки. Создана законодательная основа для работы электронных аукционов, которые предоставляют возможность участия в торгах без единого бумажного документа.

За прошедшие 10 лет в стране была создана не имеющая аналогов по своей скорости и работоспособности система обжалования в системе государственного заказа. Любой заявитель может обжаловать нарушения конкуренции на всех этапах цикла размещения государственного заказа. Количество таких жалоб исчисляется десятками тысяч в год, сотни закупок отменяются в связи с тем, что документация сформулирована «под своего поставщика» или комиссия незаконно отклоняет более конкурентоспособную заявку (только в 2015 году удовлетворено 13 000 таких жалоб). Создан «конвейер» рассмотрения жалоб – установленный срок в 10 дней для разбора жалобы практически не нарушается.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Ужесточить контроль, повысить ответственность и обеспечить более широкое общественное обсуждение в отношении крупных и сложных закупок;
  • Ввести стадию оценки обоснованности закупок для исключения возможности необоснованных трат бюджета;
  • Выносить на обсуждение не только крупные закупки, но и закупки, непосредственно связанные с жизнеобеспечением местных сообществ (благоустройство, дороги, детские площадки, спортивные сооружения, детские сады и школы);
  • Во избежание необоснованного затягивания процедур для простых закупок стандартных товаров по отдельному перечню ввести в практику использование процедуры «электронного магазина», а для совершения мелких закупок до 10-20 тыс. рублей предусмотреть возможность использования дебетовых карт распространенных платежных систем;
  • Существенно упростить порядок участия субъектов малого и среднего бизнеса в торгах, лишить заказчиков возможности предъявлять завышенные требования к участникам закупок, создать возможность для предоставления необходимых подтверждений не на этапе подачи заявок, а на этапе подписания или даже исполнения контракта;
  • Расширить привлечение малого и среднего бизнеса в систему государственного заказа, довести объем закупок у малого и среднего бизнеса до 1 трлн рублей уже начиная с 2017 года.

Опыт работы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» за последние годы показал, что неудовлетворенность граждан работой государственного аппарата в значительной мере вызвана невозможностью в конкретной жизненной ситуации добиться справедливости, найти нужные государственные органы или организации, уполномоченные решать бытовые проблемы.

Несмотря на развитие электронных услуг, многофункциональных центров, в сотнях случаев граждане не знают, куда обратиться, кто отвечает за мусор возле дома, канаву на дороге, что делать при отказе в услугах в больнице, как вернуть неправильно назначенный штраф, кто должен ремонтировать лифт в доме.

В отличие от граждан чиновники прекрасно знают всю сложнейшую систему полномочий, функций, ответственности между органами власти – федеральными, муниципальными, региональными, многочисленными полугосударственными и государственными организациями. И имеют возможность отписаться от неправильно заполненного заявления, убрав с себя ответственность и не решив проблему.

Это вызывает у граждан чувство несправедливости и зачастую принципиальной невозможности решения бытовых проблем.

Именно поэтому партийные представители должны взять на себя функцию не просто фиксации проблем, а комплексного сопровождения граждан при их взаимодействии с органами власти. Человеку нужно не только подсказать, куда правильно обратиться, но и помочь заполнить заявление, отследить его прием в органах власти, объяснить права. При необходимости обеспечить публичный контроль, использовать все существующие каналы взаимодействия с государством – от портала государственных услуг до многочисленных электронных приемных и региональных порталов жалоб.

Партия усилит свою активность в качестве компетентного консультанта общества и граждан, помогая им в удовлетворении их запросов и претензий к государственной власти и органам местного самоуправления. Это позволит не только более оперативно решать конкретные проблемы граждан, но и задачи сбора и экспертной обработки информации об интересах, потребностях и проблемах людей с целью повышения эффективности власти.

Назад                                                                                                                                Вперед

файлы для загрузки
(2)