Карта сайта

УМНАЯ СИЛА И КУЛЬТУРНОЕ ЛИДЕРСТВО: образование, наука и культура - стратегический ресурс национального развития

Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» считает поддержку отечественной культуры, образования и науки важнейшим стратегическим приоритетом развития России, залогом ее успеха в прошлом, настоящем и будущем, сохранением и развитием лучших традиций народа.

Российское образование – одно из самых доступных в мире. Каждый день порог почти 100 000 образовательных учреждений России переступают 30 млн учащихся – 7,2 млн дошкольников, 14,5 млн школьников, 2,7 млн. студентов профессионального образования и 4,7 млн студентов высшего образования.

Над тем, чтобы все они становились умнее, лучше, трудятся 5,1 млн человек, в том числе 2,5 млн педагогов.

Государственная политика в сфере образования, науки и культуры определена Указами Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». А также государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, которую утвердило Правительство. Эта политика, в реализации которой Партия принимала самое активное участие, дала реальные результаты.

Создана новая нормативно-правовая база российского образования. Принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», расширяющий гарантии доступности образования, ставящий во главу угла права и учащихся, и педагогов. Для всех уровней общего образования, направлений подготовки и специальностей профессионального образования приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты. Создана правовая база для электронного и дистанционного обучения, для получения полноценного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на все финансовые сложности, расходы на образование и науку все последние годы продолжали расти. Консолидированный бюджет образования в 2010 году составлял 1893,9 млрд рублей, в 2015 году – 3034,6 млрд.

Для реализации стратегических установок Президента и Правительства на комплексноеразвитие образования, науки и культуры Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» считает необходимым и дальше увеличивать расходы на образование и науку по мере роста экономических возможностей страны.

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ РОЖДАЕТСЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

Решена проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, теперь они обеспечены местами в детских садах. Законом отрегулированпорядок оплаты за присмотр и уход в детских садах, региональные органы власти наделены правом устанавливать максимальный предел взимаемой платы с родителей, а Партия держит этот вопрос на своем контроле.

Начата масштабная программа по строительству новых школ на 2016-2025 годы. В федеральном бюджете на 2016 год на создание новых мест в школах выделено 50 млрд рублей. Успешно реализуется проект Партии по строительству и реконструкцииспортзалов в сельских школах.

Единый государственный экзамен стал более объективным. В школах восстановлены медали за успехи в учебе, введено портфолио, представляющее совокупные достижения обучающихся. В портфолио вошли и результаты участия в комплексе ГТО. Возвращеносочинение – традиционная и более точная форма проверки знаний русского языка и литературы.

Повышена заработная плата школьных учителей до средней заработной платы по региону (в реальном выражении – в полтора раза), что вернуло работу учителя в разряд социально престижных профессий, обеспечило приток в школу молодых учителей.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечить семьи, имеющие детей в возрасте до 3 лет и нуждающиеся в организации для них присмотра и ухода, местами в дошкольных образовательных организациях или индивидуальной педагогической и психологической поддержкой через систему консультаций и коротких развивающих программ на базе образовательных организаций;
  • Принять дополнительные меры по развитию инклюзивного дошкольного образования, в том числе для разработки адаптированных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предотвращать необоснованное повышение родительской платы за присмотр и уход за детьми, их содержание в группах продленного дня, платы за общежитие;
  • Создавать новые школьные места, удовлетворяющие современным требованиям, за счет капитального ремонта и реконструкции действующих школ, строительства новых школ с одновременным оснащением новых школьных мест самым современным учебно-лабораторным оборудованием; выходить на односменный режим работы с возможностью наполнения второй половины дня развивающими занятиями;
  • Расширить возможности получения общего образования высокого уровня за счет создания лицеев в составе ведущих вузов, специализированных учебно-научных центров при университетах;
  • Школам, работающим в сложных социальных условиях, предоставить дополнительную поддержку, включающую повышенные нормативы финансирования, оплату дополнительных кружков и секций, психологов и социальных педагогов, разнообразную внеклассную работу; оценка школ и других образовательных организаций будет учитывать социальный контекст, в котором они работают;
  • Выполнить все обязательства по выплате заработной платы педагогическим работникам; обеспечить повышение социального статуса педагогов;
  • Расширить практику целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов, что будет способствовать их закреплению в профессии;
  • Снизить бюрократическую нагрузку, сократить избыточную отчетность и контроль;
  • Поддержать инициативы по привлечению лучших выпускников вузов для работы в школах;
  • При принятии решений о реорганизации или закрытии детских садов, школ, вузов усилить роль общественности, педагогических и ученых советов; реорганизация не должна приводить к снижению доступности образования;
  • Организовать пополнение фондов школьных библиотек учебной и художественной литературой, обеспечить формирование и комплектование школьных электронных библиотек;
  • Продолжить реализацию проектов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» построительству физкультурно¬оздоровительных комплексов, реконструкции и строительству школьных спортивных залов для оздоровления детей, формирования культуры здорового образа жизни;
  • Поддерживать учителей-новаторов, проводить конкурсы лучших идей и разработок, способствовать распространению лучших практик;
  • Возобновить реализацию программы «Школьный автобус».

УМНАЯ РОССИЯ

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия – одна из самых образованных стран на планете. 60% взрослого населения имеет высшее и среднее специальное образование.

Сохранена широчайшая доступность высшего образования. Сегодня 57% выпускников 11-х классов обеспечены бюджетными местами в вузах. Заметим, в СССР не более 20% школьников становились студентами. Стартовал проект поддержкимеждународной конкурентоспособности ведущих университетов, который уже привел к росту их позиций в международных рейтингах. И одновременно с этим, что очень правильно, были законодательно облегчены возможности приостановления аккредитации у «псевдовузов», занимавшихся почти исключительно сбором денег у абитуриентов и студентов и выписыванием дипломов.

Отрегулирован порядок расчета платы за проживание в общежитии.

74 региона реализуют программы модернизации профессионального образования, участвуют в движении «Молодые профессионалы». Проводимые конкурсы рабочих профессий наглядно показывают, что усилия по модернизации среднего профессионального образования не были напрасны. Престиж и востребованность этих специальностей выросли настолько, что сегодня 40% выпускников 9-х классов продолжают обучение в системе среднего профессионального образования.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлены особые права при приеме на обучение в вузы по программам бакалавриата и специалитета.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Продолжить реализацию программ, направленных на повышение международной конкурентоспособности российских университетов, и их вклада в развитие российской экономики и науки;
  • Развивать ведущие университеты регионов как лидеров формирования региональных научно-технологических кластеров, создавать инжиниринговые центры при таких вузах;
  • Создать в крупных городах многопрофильные колледжи с гибкими образовательными возможностями и форматами для молодежи и взрослых;
  • В среднем профессиональном образовании продолжать развитие конкурсов профессионального мастерства, расширить деятельность движения «Молодые профессионалы», основанного на использовании в образовательном процессе современного учебного и производственного оборудования и признанных в мире квалификационных стандартов;
  • Усилить практическую ориентацию профессионального и высшего образования, в том числе через новые образовательные программы с большим объемом практической подготовки, реализуемые совместно с работодателями;
  • Создать условия для участия отечественного бизнеса в софинансировании расходов на образование и науку на основе государственно-частного партнерства;
  • Создать на базе организаций профессионального и высшего образования условия для обеспечения доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Для льготных категорий абитуриентов, а также для талантливых абитуриентов из семей с низкими доходами создать систему дополнительной довузовской подготовки и поддержки поступления в ведущие вузы;
  • Для студентов из малоимущих семей усилить адресность мер материальной поддержки, включая выплату им социальных стипендий;
  • Расширить доступность и повысить качество заочного образования за счет дистанционных технологий и использования массовых онлайн-курсов ведущих университетов;
  • Для семей студентов, получающих первое высшее образование заочно, законодательно закрепить возможность однократного налогового вычета при оплате семьями обучения;
  • Для государственных и муниципальных образовательных организаций, особенно расположенных в удаленных территориях, обеспечить высокоскоростное подключение к интернету не только в учебных корпусах, но и в общежитиях.

ОТКРЫТЬ ДОРОГУ ТАЛАНТАМ

Приняты Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,Основы государственной молодежной политики, Концепция развития дополнительного образования, Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Это – комплексная программа возвращения воспитания в образование, возрождение традиционного для русской и советской педагогики понимания: школа – это не сфера услуг, а созидание личности.

В федеральном бюджете на 2016 год выделены дополнительно 250 млн рублей напоиск и поддержку одаренных детей и молодежи1,17 млрд рублей – на развитие инфраструктуры системы профессионального образования.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечить выполнение задач, поставленных в Указе Президента, об охвате программами дополнительного образования 75% школьников; расширить многообразие форм получения дополнительного образования;
  • Усилить меры государственной поддержки талантливых детей и молодежи, в том числе за счет развития системы творческих конкурсов, расширения сети детских центров;
  • Создавать возможности для получения качественного дополнительного образования в сельской местности;
  • Для выявления и поддержки детей, имеющих творческие способности в междисциплинарной научно-технической и гуманитарной деятельности, дополнить систему всероссийских олимпиад по школьным дисциплинам системой всероссийских конкурсов детских и молодежных проектов со статусом олимпиад;
  • Последовательно расширять возможности для детей из малоимущих семей и детей из семей, оказавшихся в сложном социальном положении, бесплатно получать дополнительное образование, посещать кружки и секции;
  • Обеспечить поддержку Российскому движению школьников, другим успешно развивающимся детским и молодежным движениям;
  • Для некоммерческих организаций, реализующих просветительские проекты для детей и юношества в сфере научно-технической деятельности, расширить грантовую поддержку; обеспечить государственную поддержку специализированных изданий, пропагандирующих научно-техническое творчество детей и молодежи; оказывать поддержку Обществу русской словесности в усилиях по сохранению высокой культуры речи и письма, сохранения ценностей российской цивилизации, традиций духовности;
  • Повысить статус и расширять меры поощрения работников, непосредственно занимающихся воспитанием детей и молодежи, ввести ведомственную награду «Почетный работник дополнительного образования» и установить День работника дополнительного образования.

БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: НОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ НОВЫХ ГЕНИЕВ

В последние годы в российской науке растет число молодых исследователей. В российские научные организации и вузы активно привлекаются ведущие ученые(программа мегагрантов). Созданы новые лаборатории по передовым научно-технологическим направлениям, повышается роль России в глобальном научном пространстве.

Российские ученые успешно участвуют в крупных международных научных проектах, постепенно восстанавливают позиции в международных научных изданиях – у них все больше цитируемых публикаций.

Функционируют государственные научные фонды, ключевая роль среди них принадлежит созданному в 2013 году Российскому научному фонду, финансирование деятельности которого в 2014-2016 годах составило 27,5 млрд рублей.

Развивается и поддерживается государством сеть центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальными установками, в том числе на базе академических институтов. Совершенствуется работа научных фондов и грантовая поддержка фундаментальных научных исследований.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Принять новую редакцию закона о науке, которая обеспечит благоприятные условия для самореализации и свободы научного творчества, статус и социальные гарантии для ученых, сформируетоткрытую и конкурентную систему поддержки науки, вовлечет бизнес в реализацию научных проектов;
  • Внедрить современные системы оценки результативности научной деятельности на всех уровнях, а также оценки эффективности конкретных мер государственной политики;
  • Обеспечить построение современной национальной инфраструктуры научно-технической информации;
  • Обеспечить концентрацию ресурсов на реализации национальной технологической инициативы, на других перспективных направлениях исследований и разработок;
  • Расширить собственные программы исследований и разработок ведущих вузов и научных центров;
  • Принять меры по поддержке инвестирования частных средств в научные фонды и выполнения государственными компаниями программ инновационного развития;
  • Увеличить в 2018 году финансирование государственных научных фондов до 25 млрд рублей в целях преодоления технологического отставания;
  • Создавать и развивать исследовательские и научно-образовательные центры разной функциональной направленности на базе академических институтов и вузов; технологические платформы совместно с бизнесом; современные элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием и др.);
  • Организовать эффективную подготовку кадров инновационной экономики через совершенствование работы аспирантуры, системы научной аттестации кадров высшей квалификации;
  • Развивать систему социальных гарантий для молодых ученых, включая предоставление и строительство жилья для постоянного и временного (в период стажировок и длительных командировок) проживания, создание института поддержки молодых кандидатов наук;
  • Расширить возможности для приглашения на работу в российских университетах и научных организациях ведущих зарубежных ученых,развитие академической мобильности;
  • Продолжить развитие инструментов и форм поддержки участия российских организаций и ученых в международном научно-технологическом сотрудничестве.

БЕСЦЕННЫЙ КАПИТАЛ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Указом Президента утверждены «Основы государственной культурной политики», которые определяют стратегический курс государственной политики в области культуры.

Россия с 26 культурными и природными объектами входит в десятку стран, возглавляющих список Всемирного наследия. В рамках партийного проекта«Историческая память восстановлено и полностью отреставрировано 22 объекта, являющихся памятниками истории и культуры, еще 24 памятника находятся в стадии реставрации.

Количество музеев с 1990 года выросло более чем в два раза, количество театров – в 1,7 раза; за последние три года посещаемость музеев выросла на 27%. Важным решением стал бесплатный доступ с 2016 года в федеральные и региональные музеи посетителей моложе 16 лет, а в федеральные музеи – дополнительно студентов.

Все больше людей предпочитают творчески проводить свой досуг: выросло количество клубных формирований, продолжает расти число их участников. К 2015 году в школах искусств занималось более 1,5 млн детей.

За последние три года гастрольная деятельность федеральных театров выросла на 60%. Растет количество виртуальных концертных залов, действуют 42 зала в 41 городе.

Для популяризации культурного наследия народов России созданы мультимедийные порталы и сервисы: портал «Культура.рф», который охватывает 3,5 млн пользователей, 2700 музеев, 115 виртуальных музеев, 600 театров, 620 видеоверсий спектаклей, 1000 художественных и документальных фильмов, 650 лекций, 1000 объектов религиозного наследия.

Образована Национальная электронная библиотека, фонд которой насчитывает более 1,6 млн экземпляров и постоянно расширяется. К ней подключены более 100 региональных библиотек, а также ресурсы архивов и музеев. В 2016 году планируется завершить подключение общедоступных библиотек к интернету.

В рамках поддержки сельских территорий и малых городов почти 3 млрд рублей было направлено на комплексное развитие учреждений культуры, 38 малых городов получили гранты на воссоздание и сохранение исторических центров, более 1,5 тыс. учреждений культуры приобрели современное оборудование и музыкальные инструменты.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечивать стабильную государственную поддержку культуры, основываясь на качественных показателях, отражающих фундаментальную роль театра, кинематографа, литературы, художественного и музыкального творчества в формировании гармонично развитой личности, в обеспечении международного престижа России;
  • Поддерживать профессиональные и народные коллективы, народные промыслы, музейное и библиотечное сообщества, творческие союзы, стимулируя государственно-частное партнерство в сфере культуры, привлечение внебюджетных источников ее финансирования; содействовать развитию – в том числе с помощью законодательных мер – благотворительности и меценатства;
  • Обеспечить проведение реставрации памятников истории и культуры, изучение и сохранение объектов наследия, принятие архитектурных и градостроительных решений, оказывающих влияние на формирование городской среды, исключительно под строгим контролем экспертов, с учетом мнения общественных организаций;
  • Обеспечить право каждого гражданина России, особенно детей и молодежи, на развитие творческих способностей и дарований; развивать систему дополнительного художественного образования, кружков и студий, общероссийских творческих конкурсов, призванных выявлять и поддерживать талантливую молодежь по всей стране;
  • Обеспечить поддержку работы клубов, домов и дворцов культуры, пополнение и техническое переоснащение библиотек в селах и малых городах;
  • Обеспечить систематическую государственную поддержку развития российского кинематографа, театрального и циркового искусства, отечественного книгоиздания, оказывать им постоянное и систематическое протекционистское содействие в выходе на глобальные рынки;
  • Принять Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации», предусмотрев полноту и системность государственных гарантий и обязательств в сфере культуры;
  • Сочетать развитие специализированных учреждений с формированием многофункциональных культурно¬образовательных центров;обеспечить создание благоприятных условий для гастрольной и передвижной выставочной деятельности.

Государственная политика в сфере образования, науки и культуры должна быть комплексной, скоординированной, основанной на осознании тесной взаимосвязи между уровнем культуры общества, эффективностью образовательной системы и высшими национальными достижениями в развитии науки, в технологиях, в модернизации производства, в повышении конкурентоспособности страны на мировом уровне.

Назад                                                                                                          Вперед 

файлы для загрузки
(2)