Алтайский край
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Медведев: Жизни людей - в приоритете для государства и Партии

28 июля 2016, 05:54
Председатель «Единой России», премьер-министр РФ провел встречу с активом и сторонниками партии в Москве

Председатель «Единой России», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в среду, 27 июля, в ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница» в Москве провел встречу с активом и сторонниками партии. ER.RU публикует стенограмму встречи, размещенную на официальном сайте Дмитрия Медведева.

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас сегодня очень хорошая встреча, потому что она проходит в знаковом месте, в Морозовской детской больнице, которая уже много десятилетий решает важнейшую задачу здравоохранения: помогает детям. Сейчас больница модернизируется. Мы с министром здравоохранения и мэром города Москвы начали посещение с того, что осмотрели строительную площадку. Совсем скоро здесь больница обретет новый облик, причем будут совершенно новые технологические решения. Не скрою, на это приятно смотреть: понимаешь, в каком направлении в целом должна развиваться наша российская медицина, наше российское здравоохранение. Тем более что сама по себе Морозовская больница в настоящий момент обслуживает не только детей из Москвы и Московской области, но и значительную часть детского контингента из других частей нашей страны - где-то 25% или треть. Иными словами, когда мы вот такие инвестиции масштабные делаем в здравоохранение, это помощь не только столице, но это, по сути, помощь и всей стране.

Конечно, не везде у нас такая модернизация проходит. Что скрывать, проблем в здравоохранении еще много. И все, кто здесь собрался, имеют к решению этих проблем прямое отношение.

Для начала разговора я еще упомяну об одной теме, которая, на мой взгляд, является очень важной для будущего здравоохранения в нашей стране. Вы помните, 10 лет назад началась реализация национального проекта по здравоохранению. По признанию всех - и врачей, и, самое главное, пациентов, граждан нашей страны, - этот национальный проект все-таки помог изменить ситуацию в здравоохранении. Не решил, конечно, всех проблем, но тем не менее сделан существенный шаг вперед.

Вы знаете, мы приняли решение на базе такого же проектного метода вернуться к тому, чтобы важнейшим сферам нашей жизни тоже придать дополнительный импульс, как мы это сделали в 2006 году. Президентом страны был создан специальный совет, который этим будет заниматься. Президиум совета возглавляет председатель правительства по должности. Я в ближайшее время проведу заседание президиума совета, и либо на первом, либо на втором заседании этого президиума мы уже будем детально обсуждать составные элементы нового национального проекта по здравоохранению.

Почему я об этом специально говорю? Потому что я регулярно общаюсь и с медиками, и  с теми, кто, что называется,  по другую сторону находится. И почти все говорят: давайте использовать те подходы, которые мы в предыдущий период выработали, которые помогли часть важнейших задач в тот период решить. Хочу вам сказать, что мы этим и собираемся заниматься. Ну а все остальное, надеюсь, вы мне скажете.

Еще раз говорю, место для этого абсолютно правильное, и время правильное, потому что именно ответов на вопросы о будущем здравоохранения ждут граждане нашей страны.  

Основные подходы к развитию здравоохранения мы попытались отразить в программе нашей Партии. Программа утверждена, она теперь является для Партии руководством к действию. Но это не значит, что это некая догма. Естественно, если мы увидим, что туда что-то не попало или требует немедленного решения, требует немедленной реакции, то мы это будем делать. Так что в этом смысле, разговор наш, надеюсь, будет иметь и вполне конкретное практическое продолжение.

Л.Орлова (главный врач ГБУЗ Московской области «Люберецкая станция скорой медицинской помощи): Хотелось бы сегодня поговорить об одной из проблем службы скорой медицинской помощи - это оснащение автомобилями скорой помощи.

Вы сейчас упоминали проект. Мы его все очень хорошо помним. И до сих пор бегают машинки с этим замечательным знаком на борту. Еще живы. По данным министерства здравоохранения России, количество автомобилей скорой помощи в регионах составляет порядка 22,5 тыс. единиц. Но вместе с тем половина из них, точнее 48%, имеет срок эксплуатации более пяти лет. Это не очень хороший показатель. И они, конечно, требуют замены. И особенно велик износ парка в регионах, где не очень хорошие дороги. В последнее время, надо сказать, не только в Подмосковье (я много езжу по России) дороги стали лучше. Поэтому, хотя машины должны служить пять лет, те, которые 2006, 2007 годов, еще у нас бегают. Тем не менее нужно думать о том, чтобы эти машины были заменены. И конечно, в регионах этого очень ждут. Мы знаем, что вы поддержали проект Партии - антикризисный план о размещении заказа на автомобили скорой помощи в нашем автопроме. Я думаю, и в российском автопроме с надеждой смотрят на эту программу, мечтают, чтобы у них была работа, и мы, работники скорой помощи, тоже ждем новых автомобилей.

Д.Медведев: Надо будет помогать. Нет другого варианта. Здесь собрались мои товарищи по Партии, беспартийные коллеги, но тоже в целом сочувствующие «Единой России», курсу, который проводит «Единая Россия». Мы, когда начинали еще тот национальный проект и принимали решение о том, чтобы доукомплектовать парк новыми машинами скорой помощи, исходили из того, что через следующий цикл, промежуток времени, все это будут делать наши коллеги из регионов по понятным причинам. Тем более что условия у всех разные, и нужно принимать решения (вы абсолютно правильно сказали) в зависимости от качества дорог. У кого-то быстрее это происходит, у кого-то медленнее. Кстати, и автомобили разные используются: в некоторых местах современная техника, в некоторых - среднестатистическая, а в некоторых местах из-за того, что дороги тяжелые, еще и те самые «буханки», на которых ездили 30-40 лет назад. И руководители здравоохранения, и сами врачи говорят: мы хотим, чтобы были осовремененные версии этих автомобилей, потому что они себя лучшим образом зарекомендовали. Но не произошло, потому что большие сложности с формированием бюджетов во многих субъектах Федерации, поэтому мы обсудили это и на партийных форумах. Я с коллегами по правительству, конечно, об этом говорил, обсудили мы это и с президентом страны. В результате приняли решение, несмотря на текущие сложности, все-таки выделить дополнительное финансирование, для того чтобы загрузить, как вы правильно сказали, наш автопром и добавить новые автомобили - и обычные автомобили скорой помощи, и реанимобили - во все регионы нашей страны, где это необходимо.

Такое решение принято, с 15 августа эти автомобили пойдут в регионы. Я рассчитываю, что смогу лично убедиться в том, что эти автомобили пошли туда, куда они направляются. Это приблизительно 1100 автомобилей скорой помощи и 100 с небольшим реанимобилей. Но и это еще не все. Если получится, то мы попробуем в этом году объем нарастить, и тогда выбывающая часть автопарка будет замещена новыми автомобилями. А что такое новые автомобили скорой помощи, не мне вам говорить - это просто спасенные жизни. Вот такие решения приняты, и мы их будем исполнять.

Н.Троицкая (главный врач Энгельсской городской детской поликлиники №1 Саратовской области): Я возглавляю первичный сегмент здравоохранения, учреждение детского здравоохранения, и для меня очень важно, кто обслуживает вызовы, кто сидит на приемах. Вот некоторые цифры: уровень рождаемости по нашей детской поликлинике увеличился в полтора раза. Сейчас рождается примерно 100-110 детишек, тогда как 10 лет назад 70-80 младенцев появлялось на свет. Парадоксальная ситуация: уровень укомплектованности первичного звена в эти же полтора раза у нас уменьшился.

Д.Медведев: А почему это произошло? Вроде бы старались первичным звеном заниматься, в том числе в рамках национального проекта - основное внимание было вначале сконцентрировано именно на первичном звене, не на узких специалистах, а на терапевтах, врачах общей практики.

Н.Троицкая: Совершенно верно. Тогда мы с вами и удержали их, а потом произошла стагнация финансовой составляющей, переквалифицирование большого количества врачей-педиатров в узких специалистов, и сейчас первичное звено почти пустое.

Мы обслуживаем 20 286 детей, это 22 педиатрических участка. У нас работает всего 13 врачей-педиатров. То есть коэффициент совместительства просто зашкаливает - 1,8. На врача-педиатра ложится просто колоссальная нагрузка, удвоенная, и оказывать качественную и доступную медицинскую помощь весьма затруднительно в таких условиях.

Перед тем, как сюда ехать, я разговаривала со всеми участковыми педиатрами и задавала один простой вопрос: как изменить ситуацию к лучшему? Что можно сделать для того, чтобы привлечь кадры в первичный сегмент здравоохранения? Они мне отвечали очень просто: «Уменьшите нам численность прикрепленного детского населения!»

С 1982 года норматив прикрепленного детского населения не пересматривался. Это 34 года назад. То есть норматив сейчас составляет 800 на один педиатрический участок. А чтобы нам справиться, с учетом профилактической направленности, нужно примерно 600-650 детей.

Что нам дает разукрупнение участков? Нам это позволит, с одной стороны, сделать, наконец-то, принцип пациентоориентированной медицины, персонализированной медицины жизнеспособным, оказывать каждому пациенту качественную медицинскую помощь. С другой стороны, тут уже проблемы институционального характера. Мы даем новые рабочие места тем молодым кадрам, которые мы ждем с нетерпением в 2017 году в рамках реализации стратегии долгосрочного развития здравоохранения.

Дмитрий Анатольевич, надо помогать первичному звену.

Д.Медведев: Наталья Александровна, во-первых, конечно, плохо, что мы не достигли тех целей (и об этом тоже нужно честно говорить), которые мы ставили перед собой 10 лет назад. Вообще я считаю - и в данном случае скажу про нашу общепартийную позицию, - что мы должны быть Партией реальных дел (и, надеюсь, являемся таковой), должны говорить правду, должны анализировать реальную ситуацию, не приукрашая ее.

Вы сказали о том, что сначала все было хорошо. Я помню совещание, которое я проводил, тоже работая тогда в правительстве. Оно было направлено как раз на то, чтобы усилить первичное звено. Потом мне докладывали: количество терапевтов, педиатров, врачей общей практики увеличилось, все хорошо. Прошло несколько лет, говорят: узких специалистов мало, а на них тоже спрос большой. В результате, как я понимаю, у вас произошел, как, наверное, и в других местах, переток из педиатрического, терапевтического звена, переквалификация в узких специалистов. Но если оголилось именно первичное звено, значит, мы не достигли того, что стремились сделать. Значит, нам к этому придется возвращаться.

Второе. Я не очень способен точно ответить на вопрос по поводу норматива. Вот вы сказали, 800 - это плохо, а 650 - это было бы приемлемо. Наверное, это все тоже нужно проанализировать, просчитать применительно к условиям конкретного субъекта Федерации, посмотреть на те методики, которые существуют, на тот опыт, который есть. Но чего точно, на мой взгляд, нельзя допускать - это ситуации, когда врач вместо того, чтобы реально оказывать медицинскую помощь, быть, как вы сказали, ориентированным персонально на пациента, старается просто успеть охватить всех пациентов.

Если это поможет, мы, конечно, готовы будем посмотреть и на эти нормативы. Но мне кажется, очень важно обратить внимание именно и на организационную составляющую, потому что очень много непроизводительных затрат, которые есть в любой деятельности, и, к сожалению, врачей тоже.

И, наконец, третье. Надо посмотреть, конечно, на финансовую сторону - к чему это приведет - и найти тот баланс, который позволит оптимизировать соотношение специалистов терапевтического звена, первичного звена и узких специалистов.

Нам нужно в рамках проектного подхода, о котором я сказал, придумать вместе с вами такую идею, которая будет синтетической, которая будет работать постоянно, чтобы лет через 10 снова не возник вопрос: почему все так, почему опять не хватает тех или иных специалистов? Это должно регулироваться в относительно автоматическом режиме. Не на уровне решений правительства или министра здравоохранения. Это должно определяться текущей ситуацией в регионе. Вот как это сделать - давайте вместе позанимаемся этим.

Д.Морозов (заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова): Не секрет, что нагрузка врача где-то на 60-70% заключается в ведении бумажной и электронной документации. Нам кажется, что нужно эту бюрократическую нагрузку на врача снять. Когда я начинал работать, например, история болезни пациента с острым аппендицитом была на разворот. Сейчас, я думаю, это где-то три разворота. Готовы ли вы поддержать необходимость решения этого вопроса?

Д.Медведев: Конечно, любая непроизводительная нагрузка вызывает злость, и у врача в том числе. Я прекрасно вас понимаю. Кстати, то же самое говорят педагоги часто. Они вместо того, чтобы заниматься учениками, пишут отчеты. И у вас та же самая история. Но у врача, может быть, она еще более сложная, потому что все-таки от той информации, которую вы готовите в рамках истории болезни, зависит очень часто судьба больного. Поэтому просто отказаться от того, чтобы что-то писать, невозможно, но нужно сделать все, чтобы эти процессы оптимизировать.

Почему мы сейчас так заострились на электронном обороте? Все-таки при всех издержках заполнять электронную проформу удобнее, чем писать. Тем более у врачей, как известно, почерк не всегда каллиграфический. Норматив приема на самом деле, конечно, носит рекомендательный характер, и любой врач должен принимать пациента столько, сколько нужно. Рекомендация 15 минут - это просто некий целевой ориентир. Тем не менее, даже если на этот ориентир выходить, если 10-12 минут занимает заполнение бумажек, это очень плохо, это безобразие. Это нервирует врача и сильно расстраивает пациента. Поэтому нам нужно электронный оборот максимально упростить, перейти на электронные проформы. Но они должны быть грамотными.

Как юрист по образованию я прекрасно понимаю, что есть проформы, которые отражают суть вопроса, а есть такие, которые стыдно читать, потому что они с ошибками написаны. Уверен, что и у вас то же самое встречается. Поэтому нужно сделать электронный оборот грамотным, доступным, технологичным, понятным, чтобы общение с бумагами, даже в электронной форме, у специалиста занимало бы примерно 20% времени, а все остальное уходило бы на пациента. Мне кажется, это и для вас будет лучше, и для дела.

Мы обязательно этим будем заниматься в рамках тех решений, которые принимаются и Министерством здравоохранения, и на уровне региона, я знаю. Например, Сергей Семенович (Собянин) этим активно занимается. Вчера мы проводили специальную комиссию по информационному развитию. Там тоже говорили о развитии электронного оборота. Продолжим эту работу.

А.Таишева (специалист исполнительного комитета местного отделения партии городского округа Домодедово): Сейчас наши кандидаты в депутаты проводят множество встреч с населением во всех регионах страны, и поступает много вопросов по поводу закрытия амбулаторий и больниц в селах.

Вы и президент говорили о недопустимости повального закрытия медучреждений на селе. И наверное, такие решения должны приниматься на сельских сходах. Что вы думаете по этому поводу?

Д.Медведев: Я уверен, что мы обязаны этот вопрос разрешить. Он звучит не в первый раз. Касается он, конечно, не мегаполисов, а относительно небольших населенных пунктов. И если решение о судьбе единственного расположенного в таком населенном пункте медицинского учреждения принимается без учета мнения людей, которые там живут, для населенного пункта, для людей это может иметь самые тяжелые последствия - просто люди оттуда разбегутся. На мой взгляд, если говорить о селе, наличие школы и наличие ФАПа характеризует село как жизнеспособное. Если нет одного из этих элементов, село, скорее всего, умрет. Мы поэтому обсудили такой законопроект, он подготовлен, внесен, мои коллеги-депутаты его активно продвигают. Сейчас, по-моему, прошло первое чтение этого законопроекта. Правительство Российской Федерации этот законопроект обязательно будет поддерживать. Я считаю, что это и справедливо, и правильно, но если речь идет именно о единственном медицинском пункте. Надеюсь, что вы тоже к этому так относитесь.

Ю.Белехова (председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области): Московская область - это большой регион с огромной территорией. К сожалению, территория, где есть проблема пробок, из-за которых время на эвакуацию больных значительно увеличивается. Эта проблема существует не только в городах и регионах, где есть проблема пробок, но и (опять же к вопросу о дорогах) и там, где плохое состояние дорог или они отсутствуют вообще. Поэтому назрел вопрос о развитии именно санитарной авиации. Кроме того, при решении этого вопроса можно в том числе поддержать и наших производителей, закупая именно отечественные вертолеты.

Д.Медведев: Закупать надо отечественные вертолеты. Мое глубокое убеждение заключается в том, что в России без санитарной авиации уже не обойтись, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке.

Мне на всю жизнь врезалась в память картинка, которую я наблюдал в Корякском автономном округе. Он тогда еще существовал как самостоятельная административная единица, сейчас является частью Камчатского края. У них было серьезное, разрушительное землетрясение. Я тоже работал тогда в правительстве, полетел туда посмотреть, что произошло. И зашел в больницу. Спросил, каким образом осуществляется доставка больных, каким образом предоставляются услуги скорой помощи. Мне говорят: на вездеходе. Время доставки? Шесть часов. Причем на самом деле очень важно, чтобы вездеход работал, потому что иначе просто не проехать. О чем это свидетельствует? О том, что в таких местах - а их у нас очень много - без санитарной авиации не обойтись. Поэтому я абсолютно с вами согласен. Будем стараться изыскивать какие-то дополнительные финансы, загружать наших производителей. Тем более что у нас появились хорошие образцы российских вертолетов, которые специально для этого приспособлены.

Т.Цыбизова (председатель комитета Волгоградской областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политике): Дмитрий Анатольевич, мы собрались в разгар избирательной кампании. Я думаю, до вас тоже доносятся слухи, которые активно распространяют наши политические оппоненты. Речь идет о спекуляциях на самом дорогом, что сегодня есть у человека, - на здоровье. Рассказывают о том, как будет ограничено число обращений граждан к врачу, о том, что к пенсионерам перестанут ездить кареты скорой помощи, о том, что «Единая Россия» будто бы планирует отменить бесплатную медицинскую помощь для людей, которые в силу определенных субъективных или объективных причин сегодня лишились работы. Мы, естественно, ведем активную разъяснительную кампанию. Я думаю, важно использовать каждую встречу. И сегодня очень важно услышать именно вашу позицию.

Д.Медведев: Татьяна Игоревна, я и вам скажу, хотя вы все знаете не хуже меня, и просил бы всех, кто здесь присутствует, всех наших товарищей говорить очень просто: это все вранье! Мы ничего подобного не планируем. Даже дальше и продолжать не буду, чтобы не было сомнений.

Продолжение следует...

Общественная приемная