Карта сайта
2 апреля 2012, 09:09

От новых Уставов – к новым руководителям

Стелла Штань: При назначении глав к претендентам на должность предъявляются достаточно жесткие требования, установленные законом «О муниципальной службе»
Стелла Штань: При назначении глав к претендентам на должность предъявляются достаточно жесткие требования, установленные законом «О муниципальной службе»
Публикуем интервью заместителя руководителя фракции «Единая Россия» в АКЗС газете «Алтайская правда»

Муниципальные выборы, прошедшие 4 марта в Алтайском крае, открывают новый виток в развитии местного самоуправления на Алтае. Муниципалитеты начинают воплощать в жизнь изменения в Уставы, предусматривающие переход к контрактной системе отбора руководителей администраций районов и городов.

Из 52 районов и городов, внесших такие поправки в Устав, большая часть назначает власть по такой системе впервые. К чему надо быть готовым и руководителям, и населению, рассказывает заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению, замруководителя фракции «Единая Россия» Стелла Штань.

- Стелла Ивановна, почему вопрос о переходе к контрактным главам администраций  актуален и сейчас?

- Выборы 4 марта запустили в крае масштабный процесс. 52 территории прошли через избирательную кампанию. Замещалось более 6 тысяч депутатских мандатов городского, районного и поселенческого уровней. В 28 районах заканчиваются сроки контрактов глав администраций или проводятся конкурсы. Однако в этот раз обновление управленческой команды  предусматривает и смену конфигурации власти. Все организационные мероприятия будут проходить в новых условиях. Глава города или района отныне будет избираться  из числа муниципального Совета депутатов и одновременно выполнять полномочия председателя районного Совета.  Вместе с ним и депутатским корпусом  будет работать назначенный по контракту глава администрации. Эта конструкция предусматривалась и ранее в законе, но  большинство глав муниципалитетов избирались на муниципальных выборах. Сейчас же предстоит воплотить в жизнь изменения в Уставы, внесенные в период с 2009 по 2011 годы.

- Глава района – это председатель районного собрания депутатов, глава администрации – управленец, нанятый по контракту. Какие подводные камни могут здесь существовать?

- При переходе к системе местного самоуправления, при которой глава муниципального образования избирается представительным органом, а глава администрации назначается по контракту, появляются как бы два «главы». Но к изменениям, по моей оценке, привыкнуть довольно легко – глава района и глава администрации выполняют совершенно разные функции, и это легко представить на практике.

Глава муниципального образования – это председатель Совета депутатов, который, помимо организации деятельности представительного органа и, соответственно, исполнения связанных с этим полномочий, наделен еще и рядом других, достаточно четко обозначенных Уставом, полномочий. Это представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами госвласти и гражданами. Именно глава города или района действует от имени муниципального образования. Именно глава района подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые представительным органом города или района. Кроме того, он может в пределах своих полномочий издавать собственные правовые акты, а также требовать внеочередного созыва районного (городского) Совета депутатов.

Назначаемый по контракту глава администрации, в свою очередь, возглавляет исполнительно-распорядительный орган. Он руководит его деятельностью и исполняет связанные с этим четко предусмотренные Уставом собственные полномочия. Глава администрации несет ответственность за исполнение бюджета города или района, организует выполнение программ комплексного социально-экономического развития, осуществляет контроль работы всех муниципальных учреждений, отвечает за электро- и газоснабжение, обеспечение водными ресурсами, дорожную сеть, благоустройство территории. Кроме того, это создание условий по организации образования детей, создание условий по оказанию медицинской помощи, вопросы материнства и детства. В целом это широкий круг конкретных социальных и экономический поручений, которые город или район дает своему контрактному главе.

Ведет ли это к «двоевластию», как заявляли противники этой системы на заре ее введения? Однозначно, нет. Конечно, между двумя руководителями могут возникнуть (и возникают) разногласия. Однако точно так же они могут возникать и между всенародно избранным главой и руководителем представительного органа. Ведь в любом случае, в соответствии с законом, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен не только населению, но и представительному органу муниципального образования. И если конфликт произойдет, большую роль в нем будет играть не способ формирования органов власти, а общая управленческая культура руководителей. И пока контрактный способ формирования руководства районных администраций нас не подвел.

- Сейчас процесс формирования нового руководства районов находится в активной стадии. Когда можно говорить о его завершении?

- Сейчас в городах и районах края завершается период проведения организационных сессий, на которых как раз и избирают глав районов. Следующий этап – проведение конкурса на назначение глав администраций муниципальных образований, его дату определяют депутаты. Их предстоит провести в 28 муниципалитетах – 24 районах и 4 городах Алтайского края. Крутихинский, Михайловский, Немецкий Национальный, Поспелихинский районы, города Новоалтайск и Яровое уже применяли эту систему. Остальным предстоит это сделать впервые. Мы предполагаем, что к концу апреля во всех муниципалитетах края конкурсные процедуры будут завершены.

Депутаты АКЗС, представители исполнительной власти края включаются в состав комиссий по назначению глав администраций – это определено законом. Кроме того, мы депутаты, избранные от округа или территориальной группы, осуществляют необходимую методическую и  организационную помощь. 

К числу несомненных плюсов системы назначения по контракту относится возможность привлечения к муниципальному управлению опытных организаторов и квалифицированных специалистов. Далеко не каждый из них в силу самых разных обстоятельств решался выдвинуть свою кандидатуру на всеобщие выборы. Да и, честно говоря, не всегда деловые качества претендентов решают судьбу выборов. Зачастую побеждает тот, кто умеет красиво говорить, не стесняется в обещаниях.

При назначении глав к претендентам на должность предъявляются достаточно жесткие требования, установленные законом «О муниципальной службе», причем как к уровню образования, так и к опыту работы, к профессиональным знаниям и навыкам. Это в значительной степени позволяет избежать прихода к власти в муниципальных образованиях людей, не способных работать в такой должности.

- А является ли эта должность привлекательной? Не раз и не два говорилось о слабом потенциале управленческих кадров на местах…

- Я думаю, тут надо, как говорится, лучше искать. Когда речь идет о поиске кандидатов, способных возглавить администрацию района, не надо ограничиваться только кадрами местной администрации. У нас формируется сообщество бизнесменов – людей предприимчивых, с руководительской жилкой, способных не сдаваться, находить достойный выход из трудной ситуации, выходить из нее с минимальными потерями. Это хорошая кадровая база. Кроме того, в каждом районе есть достойные директора школ, руководители муниципальных предприятий. Это традиционная и тоже высокоресурсная база кадров. Но могу сказать сразу – на конкурсах на главу районной или городской администрации нет недостатка в кандидатах. Задача комиссии и депутатов – с учетом мнения жителей выбрать достойного.

Конечно, привлекательность этой должности зависит от финансовой самостоятельности города или района. Принимать муниципалитет с долгами не каждый решится. Могу сказать, что это тоже своеобразный тест – на смелость и на трезвую оценку своих сил. Администрация Алтайского края и Законодательное собрание ведут планомерную работу по повышению финансовой самостоятельности местных бюджетов. Из законодательных мер прошлого года можно вспомнить и поправки в бюджет края, направленные на финансовую помощь муниципалитетам, и изменение нормативов по основным налогам местных бюджетов, увеличивающие поступления в казну района.

К тому же Владимир Владимирович Путин поставил задачу принять меры по обеспечению финансовой самостоятельности местных бюджетов. И эти планы вызывают  надежду у сотен глав городов, районов, поселений края. Депутаты нашей фракции готовы продолжать работу по поиску способов для улучшения самочувствия муниципальных бюджетов и рассчитывают на плодотворное сотрудничество с Администрацией края в этом вопросе.

Подготовила Ирина Павлова.

«АП» от 29.03.2012

Ссылка для блогов