Карта сайта
24 апреля 2012, 07:38

Патриотическая платформа: Закон о парламентском контроле необходим

Рассматривая перспективы развития парламентского контроля, необходимо принять базовый закон, который даст терминологические, юридические, технические определения
Рассматривая перспективы развития парламентского контроля, необходимо принять базовый закон, который даст терминологические, юридические, технические определения
В Государственной Думе на заседании Патриотической платформы «Единой России» обсудили проект нового закона о парламентском контроле

В России необходимо принять закон о парламентском контроле. Это усилит народное представительство и будет способствовать борьбе с коррупцией. Об этом говорили в понедельник, 23 апреля, участники заседания Патриотической платформы партии «Единая Россия» на тему «Парламентский контроль», передает ER.RU.

Парламентский контроль является важнейшим инструментом народного представительства, элементом обеспечения баланса, сдержек и противовесов различных ветвей власти, заявила координатор Патриотической платформы, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По ее словам, ценность предложенного законопроекта заключается не только в том, что он носит системообразующий характер, но и в том, что он содержит принципиальные новации, которые ранее никем не предлагались и не рассматривались.

«В действующем законодательстве уже существуют различные формы парламентского контроля, - отметила председатель комитета. - Речь идет о ежегодном отчете правительства в Госдуме, отказе в доверии правительству, утверждении указов о ЧП, назначении на должности судей конституционного, верховного судов, парламентском запросе и парламентском расследовании и другие. Всего существует 26 таких полномочий. Рассматривая перспективы развития парламентского контроля, необходимо принять базовый закон, который даст терминологические, юридические, технические определения».

Законопроект предлагает, в частности, проводить антикоррупционную экспертизу по всем законопроектам, уточнила депутат. Кроме того, предлагается сделать обязательной процедуру направления в Госдуму в трехмесячный срок отчета или информации о том, разработаны ли соответствующие подзаконные акты или нет, и насколько они соотносятся с ранее принятыми законами.

«Третья новелла касается обязательного рассмотрения на заседаниях профильных комитетов материалов Счетной палаты РФ, - уточнила Яровая. – В тех случаях, когда по итогам проверки выявляются факты, дающие основания правовой оценки, депутаты могут инициировать вопрос о парламентском расследовании».

Председатель комитета также сообщила, что депутаты смогут принимать участие в работе правительственных комиссий, которые сегодня создаются по различным событиям и ситуациям, имеющим значительный общественный резонанс. Кроме того, депутаты, входящие в наблюдательные советы госкорпораций, теперь будут информировать профильные комитеты о том, как они работают в наблюдательных советах, насколько они реализуют свои полномочия как представители парламента, то есть вводится процедура обязательного отчета.

«Этот закон мы предлагаем как ориентир, как модель для принятия решений для региональных и местных парламентов, - сказала Яровая. - 19 субъектов, не дожидаясь пока появится федеральный закон, в рамках своих полномочий предпринимают меры к тому, чтобы законодательно урегулировать эти вопросы. Не связывая их по рукам и ногам, мы создаем некий формат общего взаимодействия».

Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, парламентский контроль должен осуществляться на основе единых подходов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

«Сегодня необходимо вводить систему парламентского контроля во всей стране. Система парламентского контроля должна работать в едином ключе по всей стране. Она должна работать как на федеральном, так и на муниципальном и региональном уровнях», - отметил Звагельский.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Рамазан Абдулатипов отметил, что необходимо продумать, какое место будут занимать контрольные органы в рамках реализации парламентского контроля. «В России создано более 60 контролирующих организаций, - заметил депутат. - И эти институты довольно успешно работают. Может быть, стоит внести изменения в этот закон и сделать одну главу предварительную о парламентском контроле. Прописать, что, если парламентский контроль выясняет необходимость расследования, переходим к следующему этапу. То есть, нужно не разбрасываться, а сконцентрировать свои усилия по выяснению сути тех или иных процессов и явлений».

Парламентский контроль будет неполным, если в рамках закона не будет прописаны процедуры контроля за самими депутатами, считает депутат Госдумы Николай Гончар. «Общество должно осознать, что мы хотим навести порядок, и начать наводить его надо с себя. Депутаты должны вводить контроль над собой. Надо продумать механизмы», - отметил он. Как считает парламентарий, «мы должны противопоставить процедуре правительственной антикоррупционной экспертизе предложить свою - депутатскую».

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, законопроект впервые системно показывает все виды и формы парламентского контроля. Между тем, его необходимо рассматривать только системно, надо вносить поправки в закон о статусе депутатов и в закон о правительстве. «Было бы неплохо подготовить перечень законов, куда необходимо вносить изменения вместе с принятием закона о парламентском контроле. Если этого не сделать, он будет просто декларацией. Если мы хотим, чтобы система работала, необходимо вносить изменения в 10-15 законов», - сказал Попов.

По словам депутата, в закон о парламентском контроле должны входить все виды и формы парламентского контроля. «До этого законопроекта, к сожалению, обсуждались отдельные виды контроля», - заметил он. По его мнению, одним из видов парламентского контроля может стать парламентское расследование. Хотя, подчеркнул парламентарий, не надо забывать, что расследование - это только один из видов и механизмов парламентского контроля.

«Мы обязательно должны уйти от возможности наделить депутатов функциями следователей, - заявил председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Кроме того, мы должны вести речь не только о новых формах парламентского контроля, но и систематизировать уже имеющиеся». При этом он предложил посмотреть на 19 законов, которые уже действуют в регионах.

Одна из новаций в концепции реформы парламентского контроля по поводу создания совместных с парламентом межведомственных комиссий - это наиболее оперативное реагирование государства на все негативные проявления в нашей жизни, будь то чрезвычайная ситуация, нарушения со стороны органов государственной власти, катастрофа, заявила депутат Госдумы Вячеслав Тимченко. «Это наша с вами обязанность перед избирателями», - сказал он.

По мнению завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонида Полякова, необходимо обозначить, что парламентский контроль является не единственной формой контроля в России. «Это всего одна из форм контроля. Существует еще контроль граждан и органов власти за соблюдением законодательства», - заметил он.

«Депутаты фракции «Единая Россия», члены Государственно-патриотической платформы, участвовавшие в обсуждении, занимают единую позицию: закон необходим. Он будет вноситься в Госдуму в пакете с поправками в действующее законодательство», - заявила Ирина Яровая, подводя итоги заседания.

Ссылка для блогов