Дмитрий Медведев: Мы будем помогать в рамках федеральных инструментов, но только развитие собственной экономической базы изменит общую ситуацию на селе
Дмитрий Медведев: «Мы пробежались по основным позициям, связанным с улучшением жизни на селе. Каждое ведомство, а также губернаторы, которых я позвал понятно почему. Три конкретные территории здесь представлены, это еще и сельскохозяйственные территории. Это и Новосибирской области касается, тем более Республики Алтай и Алтайского края. Здесь отдельные вещи уже отфиксированы - это про то, как школы строить, как их снабжать, как подключать. Любые школы, в том числе филиалы. Это касается и подготовки целого ряда решений, которых у нас пока нет. Например, ипотечный продукт для индивидуального жилищного строительства, развитие сети поликлиник, ремонт и строительство новых ЦРБ - мы только к этому подступаем, если говорить о первичной медицинской помощи. Это касается распределения затрат между субъектами федерации, муниципалитетами и Российской Федерацией. Например, тема, которая здесь была озвучена по проектно-сметной документации на социальные объекты. Мы все исходили из того, что будет лучше, если проектно-сметную документацию сделают в регионах, потому что это подчеркивает, что этот объект нужен, а не просто сверху приняли решение. У вас будет какой-нибудь новый объект, мы вам проектно-сметную документацию оплатим. Потом смотришь: работы-то нет, и ведется она из рук вон плохо. Но есть случаи, когда регион просто не способен на это зарезервировать деньги. И мы об этом говорим. Ровно поэтому мы создали систему управления, координации управления по регионам, где есть существенные финансовые проблемы. Два региона здесь, кстати, присутствуют. Мы, соответственно, выделили им кураторов по линии Правительства. То есть вот для таких регионов, наверное, мы об этом говорили, не только по социальным объектам, по некоторым другим, проектно-сметная документация может быть профинансирована за счет федеральных ресурсов.
Здесь темы были затронуты, которые и так в повестке дня у нас. Надо просто понять, как их дальше координировать, развивать и, конечно, финансировать. Это касается санитарной авиации, введения новых позиций, по которым мы берем на себя ответственность за укомплектование села кадрами. В частности, идея создания сельского тренера, который работает на селе. Это тоже проблема. Это касалось сначала только сельского врача, сельского учителя. Но если мы хотим, чтобы жизнь на селе была нормальной, конечно, это касается и физкультуры, спорта. Понятно, что тренеры тоже здесь должны закрепляться. Поэтому в принципе это правильное направление. Я уже не говорю про последние темы, связанные с рабочими местами и некоторыми другими вопросами по организации предпринимательской деятельности на селе.
О чем хочу специально сказать. Мы действительно эту новую программу выстрадали. Изначально мнения были разные. Говорили, что у нас нацпроекты большие деньги содержат. В этих деньгах содержатся и затраты на улучшение жизни на селе по каждому направлению.
Смотрите. Медицина - соответственно проект по здравоохранению. Образование - там тоже понятно. Развитие городской среды - тоже есть отдельный проект. Мы все-таки решили эту программу сохранить. И не просто сохранить, но даже нарастить ее финансирование. Я в начале сказал, что мы в паспорте программы к отдельным годам вернемся в следующем году. По моему указанию и так было увеличено финансирование в два раза на следующий год. Но это все равно не те средства, которые способны коренным образом поменять ситуацию. У нас действительно есть деньги в рамках других национальных проектов. Поэтому очень важно грамотно выстроить координацию работы по всем этим направлениям, чтобы не было дублирования, а с другой стороны, чтобы какие-то вещи не провисали.
Об этом, кстати, и Минфин часто говорит, и Минэкономразвития. Эта работа должна быть налажена и на региональном, и на федеральном уровнях, чтобы мы понимали, что конкретный объект пойдет по проекту «Здравоохранение», а какой-то другой объект в том или ином регионе идет, например, по программе социального развития села, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Чтобы мы деньги все-таки умели считать.
Я слушал коллег, они тоже выступали: надо здесь добавить, здесь добавить. Конечно, очень большая ответственность лежит на самих регионах. Коллеги, мы с вами прекрасно понимаем: из Москвы мы до каждого села с очень большими трудностями можем дотянуться. Это такие точечные решения. Где-то и они необходимы, особенно когда идет речь о больших селах. Мы сегодня в Санниково работаем. Это объективно большое село. Жителей официально зарегистрировано четыре тысячи - это те, кто проживает постоянно. Тех, кто работает в Барнауле, еще тысячи четыре. Это реально большой населенный пункт. Но у нас есть и совсем маленькие села. Ими тоже нужно заниматься. И здесь основная ответственность - на региональных властях.
Мы будем стараться в рамках федеральных инструментов вам помогать. Но, безусловно, важно развивать собственную экономическую базу. Только ее развитие может в конечном счете изменить общую ситуацию. Мы взрослые люди, и это прекрасно понимаем. И на этом тоже нужно обязательно концентрировать наше внимание. Поэтому проект решения подготовлен, он достаточно подробный, но, конечно, некоторые позиции, которые здесь были озвучены, особенно губернаторами и руководителями федеральных ведомств, нужно будет дополнительно туда включить в соответствующей формулировке. Это у нас первое по сути такое совещание по развитию сельских территорий в рамках новой программы. В конце года будет большой Государственный совет. Но он будет посвящен в целом развитию и аграрного производства, и развитию сельских территорий, но эта работа продолжится, конечно, и дальше. Мы с вами будем регулярно встречаться и сверять часы в различных регионах нашей страны».