Легализовать вузовские музеи хотят сторонники «Единой России» в Алтайском крае
Статус вузовских музеев сегодня нормативно не определен. Они фактически являются бесхозными, отсюда проблемы с финансированием и развитием в целом. Об этом говорили участники совещания по проблемам музеев вузов Алтайского края, которое провели сторонники «Единой России» в научно-образовательном центре алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». Музейные работники предложили пути выхода из сложившейся ситуации.
Развитие вузовских музеев является важной частью народной программы «Единой России», ведь музеи в образовательных учреждениях - важный элемент патриотического воспитания и исторического просвещения молодежи. Именно поэтому Совет сторонников «Единой России» уделяет этому вопросу такое внимание. Сторонники партии в Государственной Думе намерены создать рабочую группу по законодательному закреплению статуса музеев в образовательных организациях и сейчас собирают предложения из регионов по решению музейных проблем. Об этом участникам встречи в научно-образовательном центре «Большой Алтай» сообщил председатель регионального совета сторонников «Единой России», вице-губернатор Алтайского края Игорь Степаненко.
Из-за отсутствия нормативного статуса вузовских музеев их деятельность не может быть включена в государственное задание, она финансируется за счет внебюджетных источников. Этих средств не хватает на полноценное хранение и реставрацию экспонатов, проведение выставок, привлечение специалистов для работы в музеях.
Например, в музее археологии и этнографии Алтая, работающем в госуниверситете, собрано более 2000 экспонатов, большая коллекция предметов из драгоценных металлов. Но возможности все это реставрировать и экспонировать нет, рассказал директор музея Ярослав Фролов.
Трудности с финансированием привели к тому, что в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова решили вместо музея создать центр истории и культуры вуза, где выставочная деятельность будет сочетаться с музейной. Центр начнет работать 1 апреля 2023 года. Но и это не решает проблему нехватки средств на закупку, реставрацию и хранение музейных экспонатов, отметил директор политехнического музея Николай Ростов.
Заведующая историко-краеведческим музеем Алтайского государственного педагогического университета Наталья Грибанова обратила внимание на положение сотрудников вузовских музеев. Они работают на 0,5 или 0,25 ставки. Музейная деятельность в вузах держится на энтузиастах, совмещающих ее с другой работой.
«Сотрудник музея в вузе относится к учебно-вспомогательному персоналу (УВП), труд которого оплачивается по остаточному принципу. К тому же нельзя увеличить количество штатных сотрудников музея, ведь в соответствии с распоряжением правительства РФ от 20 апреля 2014 года в вузе должно соблюдаться определенное процентное соотношение профессорско-преподавательского состава к УВП. Например, в нашем вузе не могут ввести дополнительные ставки УВП, иначе процентное соотношение нарушится», - рассказала Наталья Грибанова.
В фонде историко-краеведческого музея алтайского педуниверситета порядка 30 000 предметов, там собрано более 100 археологических коллекций. Со всем этим работают всего двое сотрудников.
Кадровая проблема, как и финансовая, приводит к тому, что вузовские музеи не используют в полной мере свой потенциал.
Участники совещания считают, что музеи в вузах нужно легализовать. Первым шагом на пути к этому может стать создание реестра вузовских музеев. Подобный реестр с 2020 года существует в российских школах. Сторонники «Единой России» готовы заняться созданием такого реестра, чтобы оценить, в каком состоянии на самом деле находятся музеи в вузах.
«Учебные заведения, показавшие, что в их стенах работает полноценный музей, могли бы рассчитывать на дополнительное финансирование этой деятельности из федерального бюджета. Нужно активнее включать вузовские музеи в образовательный и воспитательный процесс. Например, школьники и студенты могли бы посещать их по «Пушкинской карте»», - озвучил некоторые предложения Игорь Степаненко.
Он добавил, что в рамках реализации национального проекта «Образование» во всех российских школах должны быть созданы музеи. Вузовские музеи в этом смысле являются образцом для подражания. Поэтому их проблемы обсуждаются на самом высоком уровне и важно с помощью сторонников партии донести до федерального центра предложения из регионов по решению музейных проблем.